ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ в 2017 году

1. Организация проведения Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году
1.1. Учредителем Всероссийского конкурса сочинений (далее – Конкурс) является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральным Оператором Конкурса является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО).
Федеральный Оператор Конкурса осуществляет организационно-техническое и информационное сопровождение Конкурса, в том числе на специально созданном электронном ресурсе – официальном сайте Конкурса - http://www.apkpro.ru/vks


1.2. Для организации и проведения Конкурса в субъектах Российской Федерации должны быть определены региональные операторы. Сведения об ответственных за организацию и проведение регионального этапа Конкурса от субъекта Российской Федерации и их контактные данные должны быть переданы Федеральному Оператору не позднее 15 апреля 2017 г. (включительно).

1.3. Проведение регионального этапа ВКС регламентируется соответствующим Положением, разработанным на основе Федерального Положения о ВКС 2017 года.

1.4. Положением о проведении ВКС 2017 г. регламентируется проведение регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса сочинений. В соответствии с Положением определены следующие сроки проведения регионального и федерального этапов Конкурса:
Региональный этап: приём заявок и конкурсных работ от обучающихся, оценка конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на федеральный этап – до 15 октября 2017 года (включительно);
Федеральный этап: прием работ-победителей регионального этапа – до 15 октября (включительно); оценка конкурсных работ и определение победителей Конкурса – до 25 октября 2017 года; объявление результатов Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса на торжественном мероприятии в г. Москве – 2 ноября 2017 г.

1.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (региональные операторы ВКС) имеют право провести в рамках регионального этапа Конкурса школьный (на базе образовательной организации) и муниципальный этапы. Проведение данных этапов не является обязательным условием Конкурса и остается на усмотрение регионального оператора.
В случае решения о проведении в субъекте РФ школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов Конкурса в региональное Положение о ВКС должны быть внесены соответствующие сроки и правила.

1.6. Дату начала проведения регионального этапа региональный оператор Конкурса устанавливает самостоятельно. Сроки проведения школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов Конкурса определяются в зависимости от объявления даты начала регионального этапа.

1.7. Школьный (на базе образовательной организации), муниципальный и региональный этапы Конкурса могут быть организованы в каникулярное время, в том числе в рамках деятельности лагерных смен.

1.8. На этапе подготовки к Конкурсу рекомендуется проведение в субъектах РФ тематических семинаров, вебинаров, краткосрочных курсов повышения квалификации, предполагающих, в частности, анализ проблем и достижений предыдущих конкурсов, знакомство с работами победителей ВКС 2015 и 2016 гг., изучение эффективного опыта педагогического сопровождения обучающихся – участников ВКС.

2. Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам

2.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Среди участников Конкурса выделяются 4 возрастные группы:
1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 6 классов;
2 возрастная группа – обучающиеся 7 – 9 классов;
3 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов;
4 возрастная группа – обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
2.2. Участие в Конкурсе добровольное.
2.3. Рабочим языком Конкурса является русский язык.
2.4. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
2.5. Конкурсная работа должна представлять собою рукописный текст (за исключением работ, авторы которых – обучающиеся с ОВЗ, имеющие трудности, связанные с письмом) и быть выполнена на утвержденном бланке с логотипом ВКС.
2.6. К Конкурсу допускаются работы в объеме:
4 – 6 класс – 1- 3 стр.;
7 – 9 класс – 3 - 4 стр.;
10 – 11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования – 4 – 6 стр. рукописного текста.
Незначительное изменение установленного объема в сторону уменьшения или увеличения допускается.
2.7. К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия.
2.8. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.
2.9. Специалисты, отвечающие за подготовку и проведение Конкурса в субъекте РФ, в срок до 31 мая 2017 года должны направить Федеральному оператору Конкурса письмо-подтверждение участия субъекта РФ в Конкурсе.
2.10. В случае проведения в субъекте РФ школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов Конкурса региональным Положением о Конкурсе могут быть установлены квоты на предоставление работ районами и городскими округами. Основаниями для расчета квоты могут стать: - количество обучающихся, входящих в возрастные группы участников Конкурса; - результаты муниципального и регионального этапов ВКС 2016 года.
2.11. На региональном уровне должны быть подготовлены рекомендации специалистам и педагогическим работникам по отбору для участия в Конкурсе обучающихся, входящих в возрастные группы Конкурса. Приоритетами при отборе должны стать: желание обучающегося участвовать в Конкурсе, склонность и способность обучающегося к литературному творчеству, возможность участия обучающегося в Конкурсе в определенные Положением сроки.
2.12. Каждый обучающийся, который желает принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить регистрационную заявку. (Приложение 3. Организационно-техническая документация ВКС)
2.13. После окончания и подведения итогов регионального этапа Конкурса в субъекте РФ из работ победителей отбираются 4, занявшие первые строчки рейтинговых списков (по 1 работе от каждой возрастной группы участников). Эти работы получают право на участие в федеральном этапе Конкурса.
В случае отсутствия в субъекте РФ работы-победителя от одной из определенных Положением возрастных групп она не может быть заменена на работу участника из другой возрастной группы, т.е. общее количество работ, поступивших на федеральный этап от субъекта РФ, будет меньше.
2.14. В случае проведения в субъекте РФ школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов Конкурса количество работ-победителей, передаваемых на следующий этап Конкурса, определяется региональным Положением о Конкурсе.
2.15. На сайте федерального этапа Конкурса в личном кабинете региональный оператор размещает:
1. Конкурсную работу в сканированном виде (в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ), выполненную в рукописном виде на бланке с логотипом Конкурса;
2. Конкурсную работу в виде текстового файла (в формате Microsoft Word, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5);
3. Заявку на участие в Конкурсе (Приложение 3. Организационно-техническая документация ВКС).
4. Сопроводительный лист передачи работ-победителей на федеральный этап Конкурса (Приложение 3. Организационно-техническая документация ВКС).
2.16. Перед размещением на сайте Конкурса должна быть проведена проверка:
- текста конкурсной работы на плагиат;
- текстового файла на наличие ошибок и опечаток (к сожалению, опыт прошлого года показал, что при наборе допускаются ошибки и опечатки, которые в рукописном варианте работы отсутствуют);
- достоверности указанной в заявке контактной информации (телефоны и электронные адреса участника и учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение, а также домашний адрес участника с индексом). Ошибки в контактной информации или предоставление недостоверной информации серьезно затрудняют в последствии, в частности, получение победителями Конкурса дипломов и подарков.
2.17. Конкурсные работы размещаются на сайте федерального этапа Конкурса до 15 октября 2017 года (включительно). Работы, переданные на федеральный этап Конкурса с нарушением сроков, не подлежат рассмотрению.
3. Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году
3. 1. Положением о Всероссийском конкурса сочинений 2017 года утверждены следующие тематические направления:
1). Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;
2). Приведи в порядок свою планету;
3). Именно в труде, и только в труде велик человек;
4). Только у здоровой нации есть будущее;
5) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;
6). Юбилеи российских писателей;
7) Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.
3.2. Тематическое направление «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе» посвящено 100-летию Октябрьской революции и предполагает авторскую оценку и интерпретацию отражения этого исторического события в отечественной литературе и киноискусстве. Данное направление не предполагает написание сочинений о революции вообще, рассуждений о судьбах России вне литературно-кинематографического контекста. Работы с подобным содержанием будут признаны не соответствующими тематике Конкурса. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
3.3. Тематическое направление «Приведи в порядок свою планету» посвящено году экологии в России и предполагает написание сочинений, затрагивающих вопросы сохранения природного наследия, борьбы с загрязнением окружающей среды, развития и сохранения особо охраняемых природных территорий, внедрения эффективных ресурсо– и энергосберегающих природоохранных технологий и использования экологически чистых видов транспорта. Работы могут быть написаны с использованием исторического и краеведческого материала, произведений художественной и научно-популярной литературы и художественных фильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
3.4. Тематическое направление «Именно в труде, и только в труде, велик человек»предполагает написание работ, посвященных трудовым династиям, проблемам выбора профессии, волонтерской деятельности детских и молодежных организаций. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого и литературного материала, кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
3.5. Тематическое направление «Только у здоровой нации есть будущее» предполагает написание сочинений, посвященных здоровому образу жизни, профилактике ВИЧ-заболеваний, деятельности российских и всемирных организаций здравоохранения, проблемам просвещения в области здравоохранения, донорству. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала, произведений художественной литературы и кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
3.6. Тематическое направление «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»предполагает написание сочинений, посвященных роли искусства в жизни человека, впечатлениям от встречи с произведениями искусства, популяризации искусства среди детей и молодежи. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического, литературного и краеведческого материала, кинофильмов. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.
3.7. Тематическое направление «Юбилеи российских писателей» предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей и поэтов: Алексея Константиновича Толстого (200-лет со дня рождения), Викентия Викентьевича Вересаева (150-лет со дня рождения), Константина Дмитриевича Бальмонта (150-лет со дня рождения), Максимилиана Александровича Волошина (140 лет со дня рождения), Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва) (130-лет со дня рождения), Самуила Яковлевича Маршака (130-лет со дня рождения), Валентина Петровича Катаева (120 лет со дня рождения), Дмитрия Борисовича Кедрина (110 лет со дня рождения), Варлама Тихоновича Шаламова (110 лет со дня рождения), Зои Ивановны Воскресенской (110 лет со дня рождения), Арсения Александровича Тарковского (110 лет со дня рождения), Льва Ивановича Ошанина (100 лет со дня рождения), Ильи Михайловича Лаврова (100 лет со дня рождения), Юрия Павловича Казакова (90 лет со дня рождения), Александра Валентиновича Вампилова (80 лет со дня рождения), Валентина Григорьевича Распутина (80 лет со дня рождения), Беллы Ахатовны Ахмадулиной (80 лет со дня рождения), Андрея Георгиевича Битова (80 лет со дня рождения), Владимира Семеновича Маканина (80 лет со дня рождения), Эдуарда Николаевича Успенского (80 лет со дня рождения). Работы могут быть написаны с использованием исторического, мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала, содержать оценку и истолкование произведений данных авторов. Привлеченные к анализу художественные произведения следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству других российских писателей и поэтов, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.
3.8. Тематическое направление «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины»предполагает написание сочинений, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие своей малой родины, природным и культурным достопримечательностям региона, памяти об исторических событиях на территории региона, уроженцам региона, приобретшим общероссийскую и мировую известность в различных областях. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического, литературного и краеведческого материала, произведений киноискусства. Привлеченные к анализу художественные произведения следует не пересказывать, а анализировать.
3.9. Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса. Выбор тематического направления рекомендуется производить с учетом региональной специфики.
4. Специфика жанров конкурсных работ и формулировка темы конкурсной работы
4.1. Положением о Всероссийском конкурсе сочинений определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.
4.2. Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра.
4.3. При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать:
- возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов не способны претендовать на успех в жанре, например, эссе;
- содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;
-стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слова» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи, эссе -- изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
4.4. Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.
4.5. В отдельных случаях возможно индивидуальное определение жанра конкурсной работы, например, «сказание», «сказ». По опыту прошлых лет, такие случаи редки, но, как правило, отступления от заданных жанровых рамок в этих отдельных случаях были оправданы.
4.6. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.
4.7. При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.
4.8. Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (как в отдельных случаях встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, а также понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)).
5. Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ
5.1. Исходя из целей и задач Конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.
1. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения;
2. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра;
3. Композиция сочинения;
4. Выражение в сочинении авторской позиции;
5. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения;
6. Грамотность сочинения.
На федеральном этапе Конкурса добавляется критерий «Общее читательское восприятие текста сочинения» – дополнительный вариативный балл (по усмотрению члена жюри).
5.2. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.
Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра. Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.
Композиция сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
Выражение в сочинении авторской позиции. Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия, способность к личной интерпретации художественного материала.
Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения. Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций и приемов стилизации.
Грамотность сочинения. Критерий позволяет оценить общий уровень грамотности участника Конкурса, его знания в области нормативного аспекта русского языка и владение орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.
Общее читательское восприятие текста сочинения. Дополнительный (вариативный) балл (максимальное значение – 6 баллов). Выставляется членами жюри федерального этапа Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить, если текст сочинения произвел на читающего яркое впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.
5.3. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, на региональном этапе Конкурса не может превышать 75 баллов. Итоговая сумма баллов, выставленных одним экспертом за одну конкурсную работу, на федеральном этапе Конкурса не может превышать 80 баллов.